Практика блокировки счетов банками
Компании и индивидуальные предприниматели в соответствии с действующим законодательством осуществляют все текущие платежи через финансово-кредитные организации. 2017 год ознаменовался ростом количества ситуаций, в которых происходит блокировка счетов банками.
По данным статистики с такой проблемой столкнулись более полумиллиона ИП и юридических лиц. Большинство из них относятся к представителям малого бизнеса.
Содержание
Причины и основания
Рассматриваемая ситуация инициирована на самом высоком государственном уровне. На Восточном форуме глава Сбербанка Герман Греф, отвечая на вопрос предпринимателя, рассказал о сознательной политике. Она направлена на реализацию положений и требований федерального закона 115-ФЗ. Указанный нормативный акт принят для противодействия легализации преступных доходов и финансирование террористов.
На практике это закон трактуется более широко. Он препятствует представителям малого и среднего бизнеса «отмывать» денежные средства и использовать различные схемы, позволяющие уходить от налогов.
При этом не следует рассматривать сложившуюся ситуацию, как инициативу коммерческих банков. Она была инициирована уровнем выше. Требования ужесточены Центробанком. Причем пострадали от них не только предприниматели. Как свидетельствует статистика, в 2016 году регулятор начал активно отзывать лицензии у финансово-кредитных организаций, деятельность которых не соответствовала положениям 115-ФЗ.
С блокировкой расчетного счета может столкнуться любая компания или индивидуальный предприниматель, чьи операции будут признаны банком подозрительными.
Российским бизнесменам в ближайшее время не следует рассчитывать на изменение финансовой и банковской политики со стороны органов исполнительной власти. Напротив, нужно учиться жить и законно зарабатывать в новых реалиях.
Признаки подозрительных операций
Предпринимателям следует понимать, что финансово-кредитные организации не занимаются самодеятельностью. Они лишь являются проводниками политики, которая принимается Центральным Банком РФ.
Июль 2017 года ознаменовался появлением перечня регулятора, в котором перечислены признаки тех финансовых операций, которые должны вызывать подозрения у банков.
- В деятельности компании или ИП наличные формируют свыше 30% оборота за неделю.
- Операции по счету не создают у владельца налоговых обязательств.
- Поступление денежных средств со стороны контрагентов, банковские счета которых обладают транзитными признаками.
- Сумма, не превышающая 0,6 миллиона рублей.
- Поступление средств со стороны контрагентов, которые в то же время переводят деньги и другим клиентам.
- Наличные снимаются со счета на регулярной основе в течение 3–5 дней с момента зачисления.
- Денежные средства снимаются в конце текущего дня, а затем в начале следующего.
- Клиент обладает несколькими корпоративными картами, по которым обналичиваются деньги, а других операций практически не осуществляется.
Следует отметить, что к потенциально неблагонадежным клиентам банка относятся все юридические лица и ИП, зарегистрированные меньше 2 лет назад.
Наличие двух или более признаков являются достаточным основанием для отказа банка в проведении транзакции или блокировки счета. При этом названные понятия влекут за собой разные последствия, поэтому их необходимо четко различать.
Разница между блокировкой счета и отказом в проведении операции
Текущее законодательство наделяет финансово-кредитную организацию определенными правомочиями. Каждый банк в отношение клиента может произвести следующие процедуры:
- заблокировать счет;
- приостановить финансовую операцию;
- отказать в проведении финансовой операции.
Последствия для юридического лица в каждом случае свои. Реакция и действия бизнесмена также должны отличаться.
Блокировка счета
Банк в одностороннем порядке вправе заблокировать счет только в одной ситуации. Такая процедура осуществляется, когда владелец счета внесен в черный список пособников террористов, размещенный на сайте Росфинмониторинга. В любом другом случае блокировка счета без решения суда является незаконной.
Рассматриваемая мера, принимаемая банком, считается временной. «Заморозка» счета осуществляется не более чем на 30 суток.
При нарушении этих положений компания или индивидуальный предприниматель вправе подать на финансово-кредитную организацию мотивированную жалобу.
Приостановка операции
Если у банка есть основания считать, что конкретная транзакция является подозрительной, то ее проведение может быть приостановлено. Вслед за этим у владельца счета запрашиваются документы, для подтверждения законности.
Перечень запрашиваемой документации является открытым. Банки вправе пополнять его по собственному усмотрению.
На предоставление требуемых сведений у компании или ИП есть 3–7 суток. Такие сроки рекомендует устанавливать Центробанк.
Отказ в проведении операции
Существует 2 основания, согласно которым финансово-кредитная организация, осуществляет рассматриваемую процедуру:
- непредоставление запрошенных сведений;
- внесение клиента в упомянутый выше черный список.
Как действовать
Снять блокировку с банковского счета можно несколькими способами:
- устранить основания для подозрений;
- получить соответствующее судебное решение.
Если финансово-кредитная организация готова к диалогу, то следует его вести. Прежде всего нужно своевременно и в полном объеме предоставить требуемые документы. Подобная открытость и готовность сотрудничать поможет снять беспочвенные подозрения.
Однако на практике все обстоит сложнее. Банк может принять документы от клиента, но при этом не торопиться их рассматривать.
В подобной ситуации лучше идти по пути наименьшего сопротивления. Часто это выражается в том, что предпринимателю проще перейти обслуживаться к другому банку.
Хотя если на расчетном счету зависнет крупная сумма, сделать это будет сложно. Кроме того, финансово-кредитная организация может попробовать удержать с клиента до 10% от этих денег.
В такой ситуации у бизнесмена окажется два пути. Во-первых, можно написать жалобу в Центробанк. Если в своих действиях финансово-кредитная организация допустила нарушение требований российского законодательства, то вердикт регулятора может оказаться в пользу предпринимателя.
Во-вторых, можно подать на банк в арбитражный суд. В ситуации, в которой производимые транзакции законны, решение будет принято в пользу истца. Естественно, требования должно подтверждаться документально. При таком развитии событий с финансово-кредитной организации следует дополнительно взыскать убытки, судебные расходы и процент за использование чужих денежных средств.