Перспективы применения искусственного интеллекта в банках

В XXI веке машинный труд повсеместно вытесняет человеческий. Не минула эта учесть и финансовую сферу. По мнению представителей IT-индустрии, в ближайшее время искусственный интеллект (ИИ) кардинально поменяет принципы функционирования банковской сферы.

Действительно, применения современных информационных технологий позволит финансово-кредитным учреждениям решать задачи, которые нельзя выполнить при задействовании исключительно человеческих рабочих ресурсов. Банки получат возможность обрабатывать огромные массивы данных, обзаведутся идеальной памятью и многозадачностью единовременно выполняемых процессов.

Голова робота

Пионеры по внедрению ИИ

Искусственный интеллект – это разработка компьютерных систем, которые способны решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека.

Впервые про ИИ заговорили в 60-70 годов прошлого столетия. Тогда это звучало, как научная фантастика. При этом первый опыт внедрения был предпринят отдельными американскими банками несколькими десятилетиями позже.

Пионером по внедрению систем искусственного интеллекта стал Citibank. Специалисты компании предприняли попытку использовать ветвь ИИ, для создания автоматической системы по принятию решений, сравнимую по эффективности с экспертами людьми. Этому примеру последовали другие ведущие банки США.

Проведенные эксперименты с использованием искусственного интеллекта дали интересные результаты. Искусственные нейронные сети обладали мощным потенциалом для дальнейшего развития. В целом опыт следовало признать успешным.

В то же время использование ИИ на существовавшем уровне развития информационных технологий признали экономически неоправданным. Затраты на изучение и внедрение готовых решений были слишком велики. Банки не стали вкладываться в продолжение исследований. На несколько десятилетий о теме искусственного интеллекта забыли.

Японский прорыв

В Стране восходящего солнца 2017 год ознаменовался серьезными изменениями, произошедшими в банковской сфере. Ведущие японские компании заявили о готовности автоматизировать больше 30 тысяч рабочих мест. Правление банков пришло к выводу, что это необходимая мера, поскольку традиционные методы ведения бизнеса уже не помогали увеличивать прибыль.




Указанные изменения коснутся Mizuho Financial Group, Sumitomo Mitsui Financial Group и Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ.

Системы искусственного интеллекта разработаны для ведения канцелярской работы, осуществления рутинных задач, обработки массивов данных Big Data.

Японские банкиры пришли к выводу, что решения из области искусственного интеллекта позволят минимизировать затраты человеческой рабочей силы и издержки на заработной платы.

Индивидуальный подход к клиенту

Стандартные финансовые продукты и сервисы, рассчитанные на широкий круг потребителей – это вчерашний день. Современному клиенту необходимы персонифицированные условия по вкладам, кредитам и другим предложениям. Реализовать это без индивидуального подхода невозможно. Здесь на помощь банком и приходит искусственный интеллект.

Сейчас каждое финансово-кредитное учреждение разрабатывает и предлагает клиентам 10–20 продуктов. Над ними на протяжении длительного времени работает команда профессионалов-людей. Однако если нужно сформировать сотни тысяч персонифицированных предложений, то без применения системы ИИ обойтись не получится.

По статистике в настоящее время каждый человек владеет 2–5 электронными устройствами, посредством которых выходит в интернет, пользуется мессенджерами и социальными сетями. Естественно, в виртуальной паутине остается большой объем данных по всем пользователям. Алгоритм искусственного интеллекта способен собирать информацию по клиенту, анализировать и генерировать индивидуальное предложение.

Области применения

Сфера применения искусственного интеллекта многогранна. Очевидно, что на сегодняшний день банки не используют и 5–10% от имеющегося потенциала. Тем не менее ИИ способен изменить работу финансовой отрасли уже в ближайшем будущем.

Искусственный интеллект

Чат-боты

Несколько лет назад клиент банка при возникновении вопроса или проблемной ситуации делал звонок и общался с сотрудником контактного центра. Это была безальтернативная ситуация. Однако сейчас многие финансово-кредитные учреждения реализовали систему чат-ботов. Клиент также звонит по телефону, но общение происходит с роботом, который предоставляет нужные сведения и рассказывает о сервисах.

Кроме того, подобная коммуникация может выстраиваться при помощи мессенджеров, SMS-сообщений или переписки в чате на сайте банка. Искусственный интеллект позволяет чат-боту моментально делать анализ потребностей человека и предлагать подходящие пути решения.

Личный виртуальный помощник

Программа ИИ, которая специализируется на банковских услугах и финансах, способная разговаривать с человеком. Во многом напоминает Siri от iPhone или Алису от Яндекса. Клиент банка задает интересующие вопросы и получает ответы. Примеры вопросов. Какие платежи совершались с дебетовой карте на прошлой неделе? Какой долг по кредитке? Когда истекает срок вклада?

В результате такой беседы человек экономит время на поиск информации на официальном сайте банка.

Помощник имеет и другую область применения. Установленная на смартфон программа посредством камеры способна распознавать товары на магазинных полках. Необходимо лишь поднести мобильное устройство к интересующему продукту на прилавке и на экране появится сумма кэшбэка, которая вернется клиенту при оплате покупки банковской картой.

Алготрейдинг или робоэдвайзинг

Это альтернатива общению с финансовыми консультантами по формированию и управлению инвестиционными портфелями с ценными бумагами и другими активами. Подобные системы искусственного интеллекта активно используются в США и странах Западной Европы.

Считается, что благодаря возможностям по сбору и анализу информации о состоянии валютных рынков и последних экономических новостей такие алгоритмы ИИ способны давать точные прогнозы биржевой конъюнктуры. В результате человек вкладывает деньги в инструменты с минимальными рисками.

Статистика утверждает, что в 2017 году в Соединенных Штатах Америки подобные роботы управляли клиентскими портфелями на сумму, превышающую триллион долларов. В будущем это цифра будет только расти.

Обучение сотрудников банков

Речь идет про алгоритм с искусственным интеллектом, созданный для повышения квалификации работников call центра и отдела продаж продуктов в финансово-кредитных учреждениях.

После окончания разговора банковского специалиста и клиента программа проводит анализ. Затем сотрудник получает отчет, в котором указаны совершенные в диалоге ошибки и способы их исправления.

Защита информации

Алгоритмы с искусственным интеллектом способны защитить персональные сведения клиента и данные, которые являются коммерческой собственностью банка. Это новый этап в развитии систем защиты информации.

Эффективность работы отделений

Системы с ИИ помогут произвести автоматизацию и оптимизацию процессов, протекающих в отделениях банка. В перспективе планируется полностью отказаться от использования бумажных носителей информации. Все сведения будут существовать в электронной форме. Клиент получит доступ к любому банковскому продукту не выходя из дома.