Понятие, разработка и оценка инвестиционной стратегии
Инвестиционная стратегия – это создание целостной системы мероприятий, способствующих достижению задач и целей, которые поставил перед собой инвестор, путем реализации одного или нескольких инвестиционных проектов.
Стратегии инвестирования должны разрабатываться на всех уровнях. Их следует создавать частным инвесторам, финансовым компаниям, производственным предприятиям, муниципальным образованиям, субъектам федерации (отдельным регионам) и государству в целом.
Содержание
Сущность явления
Осуществление инвестиционной деятельности любым хозяйствующим субъектом в среднесрочном или долгосрочном периоде невозможно без создания конкретной стратегии. Это связано с ограниченностью финансовых и иных ресурсов. Инвестору всегда приходится делать выбор, на что именно потратить имеющиеся в его распоряжении денежные средства.
Инвестиционная стратегия всегда начинается с постановки конкретных задач и целей. Целеполагание является той основой, на которой будет выстроено здание инвестиционной политики. Если у инвестора есть несколько целей, то они обязательно должны быть подвергнуты ранжированию. Другими словами, следует расставить их в определенном порядке, определив первостепенную и менее важные из них.
Стратегии инвестирования непосредственно связаны с разными возможными способами их достижения. Именно с выбором оптимального способа действий и связана сущность рассматриваемого явления.
В то же самое время не следует рассматривать разработанную инвестиционную, как непреложную догму. Естественно, она может и должна время от времени корректироваться и видоизменяться. Подобные перемены связаны с текущими изменениями макроэкономических показателей и других условий, происходящих в экономической сфере. Для создания четкой системы следует изначально выбрать временной интервал, по итогам которого существующая стратегия должна переосмысляться и коррелироваться.
Принципы формирования
Если мы говорим про конкретное предприятие, то его инвестиционная стратегия является неотъемлемой составной частью комплексного вектора управления. То есть прежде чем рассматривать отдельные методы разработки нам следует разобраться с принципами ее формирования.
- Стратегия инвестирования компании должна опираться на передовые технологические разработки и инновации.
- Осуществление выбранной инвестиционной стратегии должно способствовать достижению главной миссии компании.
- Ориентация на максимально быстрое развитие и рост компании.
- Стратегическое управление должно гармонично сочетаться с текущим и оперативным управлением. Между ними обязательно должна сохраняться преемственность.
- Разработанная стратегия обязательно должна учитывать потенциальные риски.
Этапы разработки
Инвестиционная стратегия разрабатывается в несколько этапов, имеющих жесткую последовательность, которую не следует нарушать инвестору. К ним относятся:
- целеполагание;
- оценка экономической ситуации;
- разработка инвестиционной политики;
- организация деятельности;
- оценка избранных решений.
Как уже говорилось выше, целеполагание является одним из главных этапов разработки стратегии. Он базируется на существующей миссии компании.
Чаще всего в инвестиционной стратегии выделяют несколько задач и целей. Для того чтобы их правильно структурировать используют так называемое дерево целей.
После завершения данной фазы разработки стратегии инвестору необходимо четко представлять себе все цели и понимать очередность их достижения.
Анализ текущей экономической ситуации должен проводиться вместе с этапом постановки целей. Это связано с тем, что существующие показатели и условия могут существенно их видоизменить.
Разработка политики инвестирования предполагает обозначение конкретных направлений инвестиционной деятельности предприятия.
Организация деятельности подразумевает выработку перечня конкретных действий и мероприятий, которые будут производиться инвестором.
Никогда не следует считать себя непогрешимым. Людям свойственно ошибаться. Поэтому прежде чем претворять созданную инвестиционную стратегию в жизнь, необходимо произвести ее всестороннюю оценку. При необходимости инвестор следует придумать модель и механизм модернизации стратегии инвестирования.
Оценка эффективности
Оценка разработанной инвестиционной стратегии производится по нескольким параметрам.
- Насколько созданные стратегические постулаты инвестирования согласуются с миссией компании и общим вектором ее развития.
- Насколько инвестиционная стратегия адаптирована под потенциально возможные изменения условий в сфере экономики. Здесь рассматриваются факторы изменчивости конъюнктуры финансовых рынков.
- Оценка внутреннего потенциала компании. Такой анализ помогает понять реальную возможность реализации разработанного курса.
- Внутренняя сбалансированность инвестиционной стратегии. Подобная оценка позволяет понять, насколько согласованы между собой определенные задачи и цели.
- Оценка реализуемости стратегии. Здесь речь идет о возможностях достижения выбранных задач, основанных на понимании объема существующих у инвестора ресурсов.
- Повторное рассмотрение потенциальных рисков. Следует понять насколько их уровень является допустимым для инвестиционной деятельности конкретного инвестора с позиции возможного объема денежных потерь и генерирования угрозы банкротства.
- Анализ экономической эффективности. Во многом именно здесь возникает понимание целесообразности осуществления запланированных финансовых вложений.
Если такая оценка дает положительный результат, то можно переходить непосредственно к реализации инвестиционной стратегии.
Реализация
Стратегии инвестирования должны создаваться профессиональными аналитиками. В этом случае мероприятия по их реализации не вызовут каких-либо сложностей у соответствующих структурных подразделений компании.
В структуре крупных предприятий зачастую создается отдел или управление, которое как раз и занимается реализацией выработанных и утвержденных инвестиционных стратегических постулатов.
Основной функцией такого структурного подразделения является осуществление координации за ходом процесса. Дополнительно такой отдел осуществляет общий мониторинг сложившейся ситуации. Однако вся ответственность за ход реализации стратегии ложится на плечи одного из директоров компании.