Процесс ценообразования опционов

Биржевыми опционами признаются контракты, дающие своим владельцам право, но не обязанность, на то, чтобы продать либо или купить базовый актив по изначально зафиксированной цене в определенный день в будущем. Каждый подобный контракт имеет стоимость или премию. Именно про ценообразование опционов и пойдет речь в данной публикации.

Изображение живого графика

Формирование цены

Ведущие финансисты и инвесторы говорят о трех составляющих, в наибольшей степени влияющих на процесс ценообразования опциона. В данном случае они говорят:

  • о волатильности;
  • цене выбранного актива;
  • времени до момента реализации контракта.

Также следует четко уяснить, что в состав опционной премии входит:

  • временная стоимость;
  • внутренняя стоимость.

Под временной стоимостью принято понимать величину, которая составляет разницу между текущей ценой на базовый актив и страйк ценой опциона. Другими словами, мы ведем речь о той сумме, которая может быть немедленно получена при реализации рассматриваемого контракта.

Call опционы имеют внутреннюю исключительно в ситуации, при которой существующая стоимость на базовый актив превышает цену исполнения контракта или страйка. Put опционы имеют внутреннюю исключительно в ситуации, при которой существующая стоимость на рассматриваемый актив меньше цены страйка.




На бирже опцион может быть продан либо куплен за цену, превышающую его внутреннюю стоимость. Именно сумма сверх внутренней стоимости является временной стоимостью. Называется она так в связи с постоянным изменением рассматриваемой величины.

В любой ситуации премия опционного контракта образовывается суммарным значением, которое совместно формируют временная и внутренняя стоимость. При этом необходимо понимать, бывают ситуации, при которых данные компоненты равны 0.

Когда значение 0 присуще внутренней стоимости, опционная цена будет равняться временному компоненту. Когда значение 0 присуще для временной стоимости, то опционная цена будет равняться внутреннему компоненту. В такой ситуации говорят, что опционы торгуются по паритету.

Существует классификация опционов, которая как раз определяется отсутствием или наличием внутренней либо временной стоимости.

  • В деньгах или in the money. Сокращенно ITM.
  • Вне денег или out of the money. Сокращенно OTM.
  • Около денег или at the money. Сокращенно ATM.

Существующие модели ценообразования

Модель ценообразования опциона представляет собой упорядоченную систему, объясняющую математически существующий порядок, по которой формируется стоимость рассматриваемого контракта. Подобные модели самым активным образом используются трейдерами и биржевыми инвесторами при расчете потенциального размера прибыли по опционной сделке.

Появление первой эффективной модели по ценообразованию опционов связано с 1973 годом. Именно тогда была сформулирована система CAPM, которая рассматривала порядок формирования цены на долгосрочные активы. Основным недостатком данной модели принято считать то, что она не была универсальной, а носила узконаправленный характер. При помощи CAPM оценивались исключительно рискованные активы.

В настоящее время придумано и активно используется несколько моделей, которые отличаются гораздо большим универсализмом. К ним относятся:

  • модель Блэка-Шоулза;
  • модель Монте-Карло;
  • модель Хестона;
  • биноминальная модель.

Инвестор изучает слайды

Теория ценообразования опционов

Решение о реализации опциона может принять исключительно его держатель. Опционный контракт никогда не принесет его владельцу серьезных негативных последствий. Это связано с тем, что держатель всегда может решить его не исполнять. Кроме того, опцион всегда обладает потенциальной возможностью получения дохода. Следовательно, подобный контракт в любом случае обладает определенной ценностью.

Еще в недавнем прошлом не было принято уделять чрезмерно большого значения теории ценообразования опционов. Крупные финансовые корпорации гораздо больше внимания уделяли теории инвестиций. Понять это совсем несложно. Ведь опционная теория применялась корпорациями лишь для объяснения характерных особенностей отдельных финансовых инструментов. Речь могла идти о варрантах или конвертируемых ценных бумагах. В то же самое время финансовый менеджмент предусматривал применение теории опционов при принятии отдельных решений.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, в которой в 1991 году оказалась компания AT&T. На тот момент она проводила консультации с правительством республики Армения по вопросу заключения договора в телекоммуникационной сфере. Если быть точнее, речь шла про систему цифровой связи, которую AT&T планировала создать в Армении.

Анализ ценности такой сделки натолкнул руководство компании на мысль, что она может стать лишь началом. Первой ступенью, которая позволит AT&T в дальнейшем заключить подобные соглашения с правительствами других бывших советских республик.

Другими словами, показатель фактической ценности такого соглашения для руководства компании был намного больше величины, которую можно было выявить, используя обычный NPV-анализ.

Для AT&T инвестирование средств в этот проект давали компании две практические выгоды. Во-первых, получение больших денег после реализации данного проекта. Во-вторых, они получали опцион покупателя, связанный с возможностью получения подобных проектов в самом ближайшем будущем. То есть подобный подход составил новое представление о фактическом доходе от заключенного контракта, который складывался из суммы NPV и стоимости опциона покупателя.

Естественно, это не единственная сфера, в которой для анализа можно использовать теорию ценообразования опционов. В качестве конкретных примеров можно привести пример по вопросу о прекращении арендного соглашения либо отказу от реализации какого-либо проекта.

Ведь никто не мешает нам говорить об акционерном капитале компании, которая использует внешние заемные источники финансирования, как об опционе покупателя. Тем более что привлечение заемного капитала вполне можно сравнить с продажей акционерами активов компании кредитору, который расплачивается за них наличными деньгами, но при этом предоставляет акционерам опцион покупателя, который имеет цену реализации равную сумме займа и процентов по нему.

При условии, что дела акционерного общества пошли в гору, акционеры в состоянии реализовать данный опцион и, соответственно, выкупить компанию. Естественно, с выплатой основного долга и процентов. Если же дела акционерного общества не наладятся, то акционеры просто не станут реализовывать опцион. В этом случае кредитор получит полный контроль над компанией.