Нематериальные активы – инвестиции
В большинстве случаев инвестиции в сознании людей прочно связаны с покупкой каких-нибудь материальных активов. В случае с недвижимостью, валютой или золотом инвестор может потрогать инвестиционные объекты, в которые были вложены денежные средства. В то же самое время существуют инвестиции в нематериальные активы. Данные инвестиционные объекты не имеют материальной базы или основы, но обладают реальной ценностью.
Сущность явления
Итак, в соответствии с мнением экспертов под нематериальными активами следует понимать инвестиционные объекты, которые не имеют собственного физического воплощения или формы, но при этом их можно идентифицировать и использовать.
В настоящее время многие владельцы и акционеры компаний воспринимают инвестиции в нематериальные объекты в качестве наиболее выгодных и перспективных форм вложения капитала.
Основной спецификой подобного направления инвестирования является то, что оно не подходит для стороннего потенциального инвестора, который при этом не обладает значительным капиталом и не связан с данным бизнес-проектом. Вложения в нематериальные активы являются приоритетом именно для владельцев предприятия. Объяснить это несложно, ведь в долгосрочном периоде они могут принести инвесторам серьезную прибыль.
В то же самое время подобные капиталовложения отличаются длительным положительным эффектом. Владельцы бизнеса смогут пожинать плоды таких инвестиций в течение 5–10 лет. Их доходность может равняться нескольким сотням процентов. Деньги, выделяемые инвестором в рамках подобного инвестирования, должны развивать бизнес или производство.
Классификация
Фактически объектами рассматриваемых инвестиций становится научная, исследовательская или инновационная деятельность. В то же время они могут быть направлены на репутационную или управленческую составляющую компании. Подробнее с полной классификацией нематериальных активов можно познакомиться на приведенной ниже схеме.
Итак, мы видим, что понятие нематериальных активов на верхней ступени иерархии формируют:
- гудвилы бизнеса;
- персональные активы;
- отделимые от компании активы.
Каждое из приведенных направлений, в свою очередь, подразделяется на отдельные инвестиционные объекты.
Гудвилы бизнеса формируются за счет:
- обученного персонала;
- методологических основ принятия управленческих решений;
- клиентской базы;
- преодоленных стартовых трудностей;
- репутации предприятия.
Персональные активы формируются за счет:
- репутации каждого из сотрудников и владельца бизнеса;
- личных деловых качеств, а также профессиональных умений и навыков;
- квалификации сотрудников и владельца.
Отделимые от компании активы формируются за счет:
- брендов, фирменных торговых марок и знаков;
- секретных производственных методов и технологий;
- технической базы;
- авторских прав и патентов;
- заключенных договоров;
- лицензий.
Зачастую могут выделять два основных направления инвестиций в нематериальные активы.
Во-первых, это все аспекты, связанные с деловой репутацией компании в целом и каждого из ее сотрудников в отдельности. Именно репутационные моменты часто ложатся в основу вновь заключаемых договоров, поиска новых деловых партнеров и клиентов.
Во-вторых, вложения в нематериальные инвестиционные объекты могут быть связаны с исключительными правами на использование земельного участка, продуктов интеллектуальной собственности и так далее.
Переоценить значение данных капиталовложений не представляется возможным.
Отдельным их направлением следует признать инвестиции в человеческий капитал.
Краткие итоги
Инвестиции в нематериальные активы представляют собой долгосрочные капиталовложения, получение прибыли от которых непосредственно связано с фактором положительного влияния нематериальных активов на выпускаемую продукцию, производимые работы и оказываемые услуги.