Нематериальные активы – инвестиции

В большинстве случаев инвестиции в сознании людей прочно связаны с покупкой каких-нибудь материальных активов. В случае с недвижимостью, валютой или золотом инвестор может потрогать инвестиционные объекты, в которые были вложены денежные средства. В то же самое время существуют инвестиции в нематериальные активы. Данные инвестиционные объекты не имеют материальной базы или основы, но обладают реальной ценностью.

Инвестор

Сущность явления

Итак, в соответствии с мнением экспертов под нематериальными активами следует понимать инвестиционные объекты, которые не имеют собственного физического воплощения или формы, но при этом их можно идентифицировать и использовать.

В настоящее время многие владельцы и акционеры компаний воспринимают инвестиции в нематериальные объекты в качестве наиболее выгодных и перспективных форм вложения капитала.




Основной спецификой подобного направления инвестирования является то, что оно не подходит для стороннего потенциального инвестора, который при этом не обладает значительным капиталом и не связан с данным бизнес-проектом. Вложения в нематериальные активы являются приоритетом именно для владельцев предприятия. Объяснить это несложно, ведь в долгосрочном периоде они могут принести инвесторам серьезную прибыль.

В то же самое время подобные капиталовложения отличаются длительным положительным эффектом. Владельцы бизнеса смогут пожинать плоды таких инвестиций в течение 5–10 лет. Их доходность может равняться нескольким сотням процентов. Деньги, выделяемые инвестором в рамках подобного инвестирования, должны развивать бизнес или производство.

Классификация

Фактически объектами рассматриваемых инвестиций становится научная, исследовательская или инновационная деятельность. В то же время они могут быть направлены на репутационную или управленческую составляющую компании. Подробнее с полной классификацией нематериальных активов можно познакомиться на приведенной ниже схеме.

Классификация нематериальных активов

Итак, мы видим, что понятие нематериальных активов на верхней ступени иерархии формируют:

  • гудвилы бизнеса;
  • персональные активы;
  • отделимые от компании активы.

Каждое из приведенных направлений, в свою очередь, подразделяется на отдельные инвестиционные объекты.
Гудвилы бизнеса формируются за счет:

  • обученного персонала;
  • методологических основ принятия управленческих решений;
  • клиентской базы;
  • преодоленных стартовых трудностей;
  • репутации предприятия.

Персональные активы формируются за счет:

  • репутации каждого из сотрудников и владельца бизнеса;
  • личных деловых качеств, а также профессиональных умений и навыков;
  • квалификации сотрудников и владельца.

Отделимые от компании активы формируются за счет:

  • брендов, фирменных торговых марок и знаков;
  • секретных производственных методов и технологий;
  • технической базы;
  • авторских прав и патентов;
  • заключенных договоров;
  • лицензий.

Зачастую могут выделять два основных направления инвестиций в нематериальные активы.

Во-первых, это все аспекты, связанные с деловой репутацией компании в целом и каждого из ее сотрудников в отдельности. Именно репутационные моменты часто ложатся в основу вновь заключаемых договоров, поиска новых деловых партнеров и клиентов.

Во-вторых, вложения в нематериальные инвестиционные объекты могут быть связаны с исключительными правами на использование земельного участка, продуктов интеллектуальной собственности и так далее.

Переоценить значение данных капиталовложений не представляется возможным.

Отдельным их направлением следует признать инвестиции в человеческий капитал.

Краткие итоги

Инвестиции в нематериальные активы представляют собой долгосрочные капиталовложения, получение прибыли от которых непосредственно связано с фактором положительного влияния нематериальных активов на выпускаемую продукцию, производимые работы и оказываемые услуги.